НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Должность специалиста по охране труда начнут вводить при численности работников более 100 человек. Если на предприятии меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять:
руководитель организации или предприниматель;
уполномоченный работодателем сотрудник предприятия;
предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.
Заключить договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованным предприятием, которое включили в спецреестр Минтруда.
На должность специалиста по охране труда начнут принимать работников, которые соответствуют профстандарту. Чтобы подтвердить квалификацию, специалистов по охране труда направят на независимую оценку квалификации.
Внимание: предполагается, что направлять специалистов на независимую оценку квалификации начнут с 1 января 2021 года.
НОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Работодателю разрешат вести документооборот по охране труда в электронном виде, а также дистанционно следить за производством работ, в том числе с помощью видеооборудования. Если работодатель примет решение вести дистанционный контроль за работами, об этом нужно уведомить работников.
Новые обязанности работодателя
- 1. Проводить оценку эффективности СУОТ.
- 2. Выявлять опасности и профриски, проводить их регулярный анализ и оценку.
- 3. Выполнять представления профсоюзов о нарушениях трудового законодательства. Для этого работодателю нужно устранить нарушение, о котором сообщил профсоюз, и проинформировать его об этом.
Внимание: обязанность выполнять представление профсоюза Минэкономразвития посчитал нецелесообразной и предложил исключить из проекта
- 4. Вести реестр НПА с требованиями охраны труда с учетом специфики деятельности работодателя. Работникам нужно предоставить доступ к актуальным редакциям НПА из реестра.
- 5. Приостановить деятельность подразделений и эксплуатацию оборудования, если возникла угроза жизни и здоровью работников. Возобновить деятельность и эксплуатацию можно будет после устранения угроз.
- 6. Сообщать подрядчикам, которые ведут работы на территории работодателя, о рисках повреждения здоровья работникам подрядчиков. Затем работодателю нужно будет разработать мероприятия, чтобы исключить такой риск, и принять участие в реализации мероприятий.
- 7. Направить работника на профессиональное обучение за свой счет, если работодатель нарушил требования охраны труда и рабочее место работника по этой причине ликвидировали.
- 8. Проводить внутренний контроль соблюдения требований охраны труда по методике Минтруда.
- 9. Сообщать ГИТ о мерах, которые принял работодатель по предостережению ГИТ.
- 10. Отстранять сотрудников от работы, если они не применяют обязательные СИЗ. На весь срок отстранения работнику зарплату платить не надо.
- 11. Выполнять комплекс профилактических мероприятий, которые утвердит Минтруд.
- 12. Проводить мероприятия по подготовке к ликвидации опасностей и минимизации их последствий.
- 13. Применять средства коллективной защиты работников.
ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ
Если по результатам спецоценки работу признают опасной – 4-й класс условий труда, то деятельность работодателя приостановят.
Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель:
утвердит план по устранению причин опасного класса;
проведет внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.
Под запрет не попадут работодатели, которых определит Правительство.
Предполагается, что запрет на работу в опасных условиях труда введут с 1 января 2020 года. Женщинам запретят работать в опасных условиях труда сразу после того, как проект вступит в силу.
Внимание: по мнению Минэкономразвития, запрет на работу в опасных условиях труда экономически нецелесообразен.
В настоящее время работникам разрешено работать в опасных условиях труда, если работодатель предоставляет им компенсации.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ
Запретят применять вредные и опасные вещества, если они не прошли токсикологическую, санитарно-гигиеническую, медико-биологическую оценку.
При работе с вредными и опасными веществами нужно разработать мероприятия:
- по замене веществ на наименее вредные и опасные;
- по исключению контакта человека с вредными и опасными веществами;
- по применению наилучших доступных технологий производства.
Работодатели начнут регистрировать вредные и опасные вещества, которые они используют. При регистрации работодатель укажет название вещества, состав, свойства, токсикологические данные, сведения о рисках, профилактических мерах и оказании первой помощи при отравлениях.
НОВЫЙ ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Повреждения здоровья работников разделят:
- на несчастные случаи;
- профессиональные заболевания;
- микротравмы.
Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам.
ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
По проекту изменений раздела X Трудового кодекса:
- облегчат увольнение работников, которые грубо нарушили охрану труда, – факт нарушения сможет установить не только комиссия по охране труда или уполномоченный по охране труда, но и иные представители работодателя;
- запретят штрафовать работодателя, если он не причинил вред работникам;
- введут единые типовые нормы СИЗ;
- запретят беременным и кормящим женщинам работать во вредных условиях труда.
Внимание: прежними типовыми нормами СИЗ разрешат пользоваться до 31 декабря 2023 года.
«5 важных изменений по охране труда в Трудовом кодексе». И. Иванников
© Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Будем рады видеть вас в нашем Учебном Центре.