Учебный центр подготовки кадров для края

Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования

Основы наставничества

Аннотация

Наставничество на государственной гражданской службе, как форма обеспечения профессионального становления и адаптации к государственной гражданской службе, является социальным институтом, активно развивающейся практикой. Наставничество – это целенаправленная деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников по подготовке к самостоятельному, качественному и инициативному выполнению служебных обязанностей государственными гражданскими служащими, впервые принятыми на государственную службу, включенными в кадровый резерв или получившими назначение на новую должность. Наставничество считается наиболее эффективной разновидностью и важным звеном обучения в организации. Конечная цель наставнической программы заключается в «создании» эффективного сотрудника для конкретной организации. Наставничество может применяться не только к вновь принятым в организацию работникам, но и к уже работающим в организации сотрудникам, квалификацию которых по различным причинам необходимо изменить. 

Эффективное наставничество предполагает развитие таких личностных качеств как: терпение, доброжелательность, позитивное мышление, сотрудничество, открытость, социальная уверенность, а также коммуникативных навыков: понимать уровень подготовки и осведомленности слушателя (аудитории, коллеги, подчиненного), умение представлять информацию в необходимом объеме и форме; в случае непонимания уметь давать разъяснения; умение просто и доходчиво объяснять сложные темы, способность неоднократно разъяснять сложные вопросы менее опытным сотрудникам; умение делиться с членами команды опытом, знаниями и эффективными практиками в процессе выполнения работ.

Наставничество в отношении общественных помощников лиц, замещающих должности гражданской службы в государственном органе, подразделении, осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации Приморского края от 12 ноября 2015 года № 434-па «Об общественных помощниках лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Администрации Приморского края».

Цель - формирование компетенции государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Приморского края в области осуществления наставничества.

Задачи:

- развитие навыков оказания помощи в профессиональной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности;

- формирование умений в выработке навыков служебного поведения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения гражданского служащего, а также требованиям, установленным действующим законодательством;

- расширение знаний и навыков в области мотивационной сферы человека с целью развития у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие его закреплению на гражданской службе.

Тип программы: программа повышения квалификации.

Программа курса включает все основные содержательные характеристики наставничества.

Программа разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и Постановления Администрации Приморского края от от 23 марта 2017 г. № 90-па «О наставничестве в органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края и аппарате Администрации Приморского каря».

Категория слушателей: государственные гражданские служащие органов исполнительной власти Приморского края, назначенные наставниками.

К освоению программы допускаются: лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, а также лица, получающие высшее или среднее профессиональное образование.

Общая трудоемкость программы: 16 академических часов.

Из них аудиторная работа – 8 академических часов.

Форма обучения: очная с применением методов активного обучения.

По окончании курса слушателям выдаются удостоверения о повышении квалификации.

II УЧЕБНЫЙ ПЛАН

  Наименование модулей/дисциплин Всего (час) В том числе из графы 3 (час):
лекции практические занятия Самостоя-тельная работа Итоговая аттестация
1 2 3 4 5 6 7
1. Модуль 1 «Социальные основы наставничества»: функция обучения в государственном органе; ключевые навыки инструктора-наставника; развитие мотивации сотрудников. 8 2 2 4  
2. Модуль 2 «Психологические основы наставничества»: коучинг в наставничестве, коммуникативные навыки; контроль и обратная связь. 8 2 2 4  
Итого 16 4 4 8  

Кадровое обеспечение: Виничук Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВГУЭС