Люди с ограниченными возможностями здоровья получают среднее специальное и высшее образование
Ресурсный учебно-методический центр существует в рамках Национального проекта «Демография» с 2016 года. Цель его работы: способствовать повышению доступности и эффективности высшего и среднего-специального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью. РУМЦ генерирует и аккумулирует в себе знания и практики инклюзивного образования и транслирует их на площадках, где существует потребность в них.
Так в РУМЦ разрабатываются и апробируются рекомендации по организации доступной среды для людей с ОВЗ и инвалидов. Создаются инструкции по использованию специальных технических средств в обучении. Уточняются алгоритмы физического взаимодействия со студентами, имеющими те или иные особенности здоровья.
Большая часть работы РУМЦ – методическая помощь в создании адаптированных образовательных программ. Студент в зависимости от типа нарушений может испытывать затруднения в освоении тех или иных образовательных модулей, однако может осваивать и быть успешен в других. Создание образовательно трека, который бы учитывал особенные образовательные возможности студента – важный вызов современной системы образования.
Кроме того, в рамках РУМЦ идет постоянный поиск методов и форм эффективной коммуникации с людьми с ОВЗ и инвалидностью. Образовательный процесс – сложная система, важнейшее звено которой – взаимодействие между разными субъектами образования. Студенты, преподаватели, администрация, родители – для общего успеха все должны говорить на одном языке, который будет понятен и удобен для каждого.
Позитивный результат высшего или среднего специального образование – это трудоустройство выпускника. Людям с инвалидностью или ОВЗ зачастую сложно найти работу, и потому уже на этапе обучения крайне важна профориентация, социализация и подготовка к последующему трудоустройству.
Для работы с детьми ОВЗ и инвалидами нередко требуются специальные дефектологические и психологические знания, и если раньше их получение было прерогативой студентов дефектологических направлений ВУЗов, то практика настоящего времени показывает необходимость, чтобы каждый преподаватель системы ВО и СПО обладал навыками коммуникации и организации образовательной среды для обучающихся с ОВЗ. В рамках РУМЦ создана система поддержки преподавателей, позволяющая восполнить дефициты таких знаний и навыков.
Региональный "Атлас доступных профессий/специальностей СПО"
Региональный "Атлас доступных профессий для лиц с интеллектуальными нарушениями"